• 8 (351) 264-66-80
  • info@mineco174.ru
Главная »  2010 »  7.1. Государственный контроль и надзор

7. Государственное управление в области охраны окружающей среды

 

7.1. Государственный контроль и надзор

 

Государственный экологический контроль, осуществляемый Министерством

по радиационной и экологической безопасности Челябинской области

В соответствии с организационной структурой Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области (далее по разделу – Министерство) в 2010 году функции по осуществлению государственного экологического контроля осуществлялись отделом государственного экологического контроля управления государственной экологической экспертизы и государственного экологического контроля и отделом государственного контроля и надзора управления охраны, контроля, регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания.

Кроме того, подведомственным Министерству ОГУ ООПТ проводились рейды на особо охраняемых природных территориях регионального значения Челябинской области.

Органами местного самоуправления Челябинской области (далее – ОМСУ), в соответствии с наделенными законом Челябинской области1 отдельными государственными полномочиями в области охраны окружающей среды, проводились плановые и внеплановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Решением Комиссии по административной реформе в Челябинской области от 06.10.2009 г. № 01/124 утвержден административный регламент Министерства по исполнению государственной функции «Проведение проверок при осуществлении государственного экологического контроля на объектах хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору)». Вся деятельность отдела государственного экологического контроля осуществлялась в соответствии с указанным регламентом.

В планах работ отдела государственного экологического контроля управления государственной экологической экспертизы и государственного экологического контроля Министерства на 2010 год было сохранено преимущественное направление контроля муниципальных объектов захоронения отходов, объектов эксплуатации очистных сооружений канализации, субъектов осуществляющих производственно-хозяйственную деятельность на территории ООПТ Челябинской области.

В план контрольных мероприятий включено проведение 25 проверок в отношении:

- 6 юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию муниципальных очистных сооружений канализации;

- 4 органов местного самоуправления по вопросам организации водоотведения, сбора и размещения отходов на территории поселений;

- 7 субъектов хозяйственной деятельности, расположенных на территориях гидрологических региональных памятников природы Челябинской области;

- 6 юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию объектов размещения твердых коммунальных отходов;

- 2 юридических лиц, по вопросам выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

План работ выполнен, должностными лицами отдела государственного экологического контроля за отчетный период фактически проведено 37 проверок (25 плановых выездных проверок, 12 внеплановых проверок по требованиям прокуратуры и обращениям граждан, из них 5 документарных и 7 выездных), а также принято участие в 13 выездных проверках прокуратуры.

Мероприятия по контролю осуществлены в отношении 31 субъекта малого и среднего бизнеса, 9 юридических лиц, 6 муниципальных учреждений, 2-х граждан, 2-х некоммерческих объединений.

По вопросам водоотведения, эксплуатации очистных сооружений канализации проведено 10 проверок субъектов, использующих в целях водозабора и сброса водные объекты – озеро Сугомак, озеро Акакуль, урочище реки Бишбайтал, пойма реки Биргильда, озеро Чебаркуль, река Коелга, река Увелька (ООО «Кыштымводоканал», МУП «ЖКХ Песчанского сельского поселения», МП «Варненский водоканал», МУП «ККП г. Чебаркуля», ООО «Водоснабжение и канализация» Вишневогорского городского поселения, ООО «Дом отдыха «Звездный», Кыштымского городского поселения, ООО «ЮАИЗ-инфраструктура», город Южноуральск; администрации поселений Томино, Саргазы, Вознесенское).

Проведено 8 проверок субъектов, осуществляющих деятельность, связанную с использованием водных объектов – гидрологических памятников природы Челябинской области Тургояк, Аракуль, Увильды, Аргази и принято участие в 6 проверках прокуратуры в качестве специалистов при проверках субъектов, осуществляющих деятельность на водных объектах: озеро Увильды, озеро Тургояк, озеро Смолино, озеро Мыркай. Принято участие в совместной с Управлением Росприроднадзора проверке водоохраной зоны Шершневского водохранилища.

В области обращения с отходами проведены выездные проверки на 15 объектах размещения твердых коммунальных отходов (свалках), расположенных на территории муниципальных образований Челябинской области и на 1 объекте размещения отходов животноводческого комплекса.

Проверки проведены на свалках городов Копейска, Южноуральска, Кыштыма, Сатки, Нязепетровска, Чебаркуля; сельских поселениях Варна (Варненский район), Песчаное (Троицкий район), Полетаево (Сосновский район), Томино (Сосновский район), Саргазы (Сосновский район), Вознесенка (Сосновский р-н), на территории Карагайского заказника в Верхнеуральском районе.

По обращениям граждан проведены внеплановые проверки на свалке в карьере на территории Полетаевского сельского поселения, свалке села Сарафаново в Чебаркульском районе, свалке в селе Дербишево в Аргаяшском районе; по фактам размещения навоза ООО «Заря» в водоохранной зоне реки Миасс в Сосновском районе.

По вопросам государственного контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух проведено 5 проверок (2 плановые выездные, 3 внеплановые, из них 2 документальные, 1 выездная). Проверки проведены на предприятиях: ПКФ «Синтез» (Челябинск), ЗАО «Мебельная фабрика Логика» (Копейск), ООО «Промтехуголь» (село Муслюмово, Кунашакский район), ООО «Промышленная группа Металлпромснаб» (Трехгорный), ООО «Малахит» (Кунашакский район).

Принято участие в 3 проверках прокуратуры в качестве специалистов на предприятиях ООО «Костылевский карьер» (Сосновский район), ООО «Дорис» (Челябинск), ООО «ПК «Волма-Челябинск».

По результатам проведения плановых и внеплановых проверок отделом государственного экологического контроля Управления государственной экологической экспертизы и государственного экологического контроля Министерства выявлено 107 нарушений природоохранного законодательства, основными из которых являются вопросы обращения с отходами производства и потребления, нарушения требований водного законодательства, в том числе:

  • 50 нарушений при обращении с отходами производства и потребления;
  • 23 нарушения в области соблюдения требований водного законодательства;
  • 17 нарушений в области охраны атмосферного воздуха;
  • 13 нарушений установленных сроков внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду;
  • 4 нарушения режима ООПТ.

Дополнительно к плановым и внеплановым проверкам по результатам участия в проверках прокуратуры установлено и зафиксировано в заключениях 12 нарушений природоохранного законодательства (4 – режим ООПТ, 3 – водное законодательство, 2 – отходы, 3 – выбросы в атмосферный воздух). Заключения переданы в прокуратуру для принятия мер прокурорского реагирования.

При проверках объектов размещения отходов установлено, что лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, размещению отходов имеют только 4 организации (ООО «Комтранссервис», город Копейск; ООО «Спецсервис», город Кыштым; МУП ККП, город Чебаркуль; ООО «Сандор», Саткинский район). На прочих объектах размещения отходов эксплуатацию осуществляют организации, не имеющие лицензии на указанный вид деятельности; в отсутствие организации производственного контроля и мониторинга за воздействием на окружающую природную среду. На отдельных свалках допущено возгорание отходов (несанкционированная свалка поселка Полетаево, свалка города Чебаркуля). Установлено создание свалок и размещение отходов, в отсутствие согласований и разрешительных документов (свалки села Дербишева Аргаяшского района, свалка села Сарафаново Чебаркульского района, размещение отходов животноводческого комплекса ООО «Заря» Сосновского района).

Проверки предприятий по вопросам водного законодательства выявили следующие основные нарушения: отсутствие разрешительных документов на пользование водным объектом, отсутствие производственного контроля и приборных измерений за качеством сбрасываемых сточных вод, не обеспечение очистки стоков от загрязнения и сбросы сточных вод на рельеф местности, захламление водоохраной зоны и береговой полосы отходами, ограждение береговой полосы до уреза воды.

При проверках предприятий по вопросам охраны атмосферного воздуха зафиксированы такие нарушения, как эксплуатация объектов в отсутствии разрешительных документов на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отсутствие журналов первичной отчетности, отсутствие производственного контроля на стационарных источниках выбросов.

При проверках соблюдения режима особой охраны региональных гидрологических памятников природы установлены нарушения в части отсутствия проекта организации застройки садового некоммерческого товарищества «Рипус» и самовольное ограждение береговой полосы на озере Увильды, отсутствие документации по водоотведению и размещение туалетов в прибрежной полосе на базе отдыха «Кедр» на озере Тургояк и др.

По выявленным при проверках нарушениям приняты следующие меры:

- выдано 105 предписаний по устранению нарушений, устранено 58 нарушений, по остальным нарушениям сроки исполнения не истекли;

- составлено 25 протоколов об административных правонарушениях и привлечены к административной ответственности 25 субъектов на общую сумму 324,0 тыс. рублей;

- направлено в прокуратуру для принятия мер прокурорского реагирования 5 актов проверок и 13 заключений по участию в проверках прокуратуры. По результатам заключений и актов вынесено 2 судебных решения о сносе самовольно возведенных строений по искам Челябинской природоохранной прокуратуры (Министерство выступало на стороне истца);

- направлено в суды общей юрисдикции 2 протокола для принятия судебного решения, по которым вынесены судебные решения о привлечении к административной ответственности юридического лица по ст. 8.2 КоАП РФ на сумму 100,0 тыс. рублей и объявлении предупреждения по ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ.

Из наиболее существенных правонарушений, которые были устранены по результатам государственного экологического контроля, следующие:

на МУП ККП (город Чебаркуль) организован приборный учет сточных вод;

на ООО «Кыштымводоканал» выполнен ремонт по восстановлению желобов и стенок емкостей ОСК, организовано ведение учета водоотведения, разработаны паспорта опасных отходов;

на ООО «Промтехуголь» (Кунашакский район) получено разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, проведена корректировка проекта ПДВ, проведена корректировка и внесена плата за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, организован контроль выбросов на границе СЗЗ;

пресечено и устранено размещение в водоохранной зоне водного объекта навоза КРС от хозяйственной деятельности ООО «Заря»;

пресечено и устранено размещение МУ «Управление Дербишевского ЖКХ» твердых и жидких отходов в пониженной местности на окраине поселения.

При осуществлении охраны особо охраняемых природных территорий Челябинской области подведомственным Министерству ОГУ ООПТ составлено и направлено в Министерство 646 сообщений о выявленных нарушениях на особо охраняемых территориях Челябинской области. В ходе рейдов ОГУ ООПТ пресечено и немедленно устранено 104 нарушения режима особой охраны природных территорий (в основном граждане, осуществившие заезд и стоянку автотранспорта в водоохранной зоне водных объектов).

Органами местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий в области охраны окружающей среды проведено 1282 проверки. По результатам установленных в ходе проведения проверок нарушений направлены: в органы прокуратуры – 221 акт проверки, в Министерство – 78 актов проверки. Предъявлено 24 иска на сумму 8093,13 тыс. руб.

В целом, по результатам проверок Министерства, поступивших на рассмотрение актов органов местного самоуправления, сообщений ОГУ ООПТ, постановлений прокуратуры, рассмотрено 1103 административных материала, из них:

а) возбуждено дел Министерством – 798, в том числе:

- по сообщениям ОГУ ООПТ – 646 дел;

- по актам ОМСУ – 78 дел;

- по проверкам отдела – 25 дел;

- по ч. 1 ст. 20.25, 19.4, 19.5 КоАП РФ – 49 дел;

б) возбуждено прокуратурой – 292 дела;

в) возбуждено органами внутренних дел – 13 дел.

По результатам рассмотрения материалов предъявлено 640 штрафов на общую сумму 3098,4 тыс. руб., в том числе:

- 189 должностным лицам на сумму 832,6 тыс. руб.;

- 98 индивидуальным предпринимателям на сумму 857,5 тыс. руб.;

- 34 юридическим лицам на сумму 1 070 000 руб.;

- 319 гражданам на сумму 338,3 руб.

В 2010 году взыскано 2 380 668,89 руб. Направлено судебным приставам 236 исполнительных документов для принудительного взыскания штрафа.

В судебном порядке обжаловано 15 постановлений Министерства. Судом отменено 7 (из них 3 возбуждено Министерством, 4 – прокуратурой) и оставлено в законной силе 8 постановлений.

 

В 2010 году специалистами ОГУ ООПТ осуществлен 5341 рейд (в 2009 году – 4668 рейда, в 2008 году – 4661 рейд), из них: совместно с правоохранительными органами – 758 (713 – 2009 год, 1213 – 2008 год) рейдов, с охотпользователями и сотрудниками управления охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и их среды обитания – 521 (367 – 2009 год, 685 – 2008 год), с сотрудниками отдела госконтроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды обитания по Челябинской области – 179 (182 – 2009 год, 227 – 2008 год) и сотрудниками Главного управления лесами – 464 (371 – 2009 год, 527 – 2008 год).

По фактам выявленных нарушений в области природоохранного законодательства на ООПТ и сопредельной с ней территории сотрудниками учреждения, в том числе совместно со специалистами других природоохранных органов в 2010 году задокументировано 847 нарушений (850 нарушений в 2009 году) из них: сообщения, составленные специалистами ОГУ ООПТ – 708 против 677 в 2009 году, (367 – в 2008 году), 139 протоколов против 173 в 2009 году и 315 в 2008 году.

Анализ по видам нарушений (по 708 сообщениям о нарушениях природоохранного законодательства, составленным сотрудниками учреждения):

  1. движение, стоянка, мойка транспорта (автомобили, снегоходы, мотоциклы) – 297 шт. (в 2009 году – 271 шт., в 2008 году – 160 шт.);
  2. движение, стоянка транспорта на акватории – 24 (в 2009 году – 48 шт.);
  3. установка стационарных ветрозащитных устройств – 8 шт. (в 2009 году – 7 шт.);
  4. размещение на акватории и использование маломерных плавательных средств с двигателем внутреннего сгорания – 91 шт. (в 2009 году – 32 шт., в 2008 году – 28 шт.);
  5. незаконная охота – 20 шт. (в 2009 году – 38 шт., в 2008 году – 110 шт.);

6.        нарушение правил рыболовства – 2 шт. (в 2009 году – 26 шт., в 2008 году – 179 шт.);

7.        незаконная градостроительная деятельность – 74 шт. (в 2009 году – 90 шт., в 2008 году – 37 шт.);

8.        организация свалки твердых бытовых отходов и сброса жидких бытовых отходов – 59 шт. (в 2009 году – 75 шт., в 2008 году – 42 шт.);

9. нарушение почвенно-растительного слоя с целью добычи полезных ископаемых – 4 шт. (в 2009 году – 12 шт.);

10. нарушение правил использования лесов – 42 шт. (в 2009 году – 21 шт.);

  1. разведение огня – 7 шт. (в 2009 году – 10 шт.);
  2. незаконная деятельность оздоровительных учреждений – 14 шт. (в 2009 году – 39 шт.);
  3. иные виды деятельности, наносящие вред окружающей среде – 66 шт. (в 2009 году – 16 шт.).

 

Государственный земельный контроль

Государственный контроль за соблюдением земельного законодательства на территории Российской Федерации (в отношении всех видов и категорий земельных участков как объектов гражданских прав) является одной из основных функций государственного управления земельными ресурсами, которая приобретает особо важное значение в условиях формирования и развития земельных отношений.

Управление земельными ресурсами осуществляется в виде регулирования земельных отношений посредством издания правовых норм и обеспечения соблюдения требований земельного законодательства путем осуществления постоянного контроля за использованием и охраной земель и принятие необходимых мер к нарушителям земельного законодательства. На территории области государственный земельный контроль на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель поселений осуществляется Управлением Россельхознадзора по Челябинской области.

Как показывает практика, осуществление государственного земельного контроля ориентирует собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земли на рациональное использование земельных участков, в соответствии с их целевым назначением и условиями предоставления, на соблюдение установленных законодательством требований. Привлечение правонарушителей к административной ответственности и обеспечение устранения допущенных нарушений земельного законодательства позволяют восстановить нарушенные права законных владельцев земельных участков, своевременно вернуть землю в хозяйственный оборот.

В 2010 году по сравнению с 2009 годом количество проверок сократилось на 14 % и составило 235 проверок, в том числе 153 плановых и 82 внеплановых по соблюдению земельного законодательства Российской Федерации, в том числе согласовано с прокуратурой 4. Проверено юридических лиц – 197, физических лиц – 32, индивидуальных предпринимателей – 6.

Сокращение количества проверок связано со вступлением в силу Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В результате проведенных в 2010 году контрольно-надзорных мероприятий общая площадь обследованных земель составила 771,499 тыс. га, что на 12,3 % меньше чем в 2009 году. В 2010 году было обследовано 731,519 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения и 39,98 тыс. га сельскохозяйственных участков в составе земель населенных пунктов. Всего в 2010 году обследовано 14,47 % от общего количества земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков сельскохозяйственного использования в составе земель поселения на территории Челябинской области.

При проведении мероприятий по контролю за соблюдением требований земельного законодательства Российской Федерации выявлено 241 нарушение на общей площади 51,448 тыс. га, из них:

- земли сельскохозяйственного назначения – 51,447 тыс. га;

- земельные сельскохозяйственные участки в составе земель населенных пунктов – 0,001 тыс. га.

Сумма штрафов, наложенных в 2010 году, составила 1071,7 тысяч рублей, что больше показателя 2009 года в три раза. Частично на увеличение общей суммы наложенных штрафов повлияли изменения в КоАП РФ, внесенные в апреле месяце 2010 года.

За 2010 год мировым судьям направлено 45 протоколов об административных правонарушениях, что больше показателя 2009 года на 13 %. По рассмотренным материалам мировыми судьями наложено штрафов на сумму 364 000 рублей. Кроме того, 9 материалов проверок с выявленными признаками состава правонарушений, предусмотренных ст. 7.1 КоАП РФ, направлено в Росреестр для принятия процессуального решения.

В рамках взаимодействия отделом земельного контроля за текущий год проведено 6 проверок:

- с Прокуратурой Челябинской области – 4 проверки;

- с сотрудниками ГУВД по Челябинской области – 2 проверки.

Характерными правонарушениями за весь период осуществления земельного контроля остаются: снятие и перемещение плодородного слоя почвы, захламление земель, зарастание земель сорной и древесно-кустарниковой растительностью.

Все организации, должностные лица и индивидуальные предприниматели, в действиях (бездействии) которых установлены нарушения земельного законодательства Российской Федерации, привлечены к административной ответственности. Им выданы предписания и установлены сроки устранения нарушений.

В течение 2010 года проводилась работа совместно с администрациями муниципальных районов при осуществлении муниципального и государственного контроля за использованием земель сельскохозяйственного назначения по выявлению собственников земельных долей, у которых право собственности на землю возникло более трех лет назад и которые более трех лет не распоряжались землей.

За 2010 год по инициативе Управления вовлечено в оборот 3,88 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения, что значительно ниже показателей прошлого года, но это в большей степени связано с погодными условиями этого года (на регионе отразилась засуха). По инициативе Управления расторгнуты договоры аренды на 11 земельных участках общей площадью 1447 га.

В 2011 году Управлением при осуществлении муниципального и государственного земельного контроля будет усиливаться взаимодействие с администрациями муниципальных районов по выявлению земельных участков сельскохозяйственного назначения, зарастающих сорной и древесно-кустарниковой растительностью, для изъятия таких участков и вовлечения их в оборот.

 

Анализ действующего в России законодательства по контролю за соблюдением требований земельного законодательства Российской Федерации позволяет сделать вывод, что существует ряд проблем:

1) в связи с перераспределением собственников сельскохозяйственных предприятий и в результате их банкротства, собственники земельных участков (долей) не определены, не проведено межевание, а также не закончена процедура разграничения государственной собственности, в связи с чем установить собственника земельного участка (в данном случае субъект правонарушения) зачастую не представляется возможным;

2) не разработан порядок осуществления государственного земельного контроля на землях сельскохозяйственного назначения, в результате чего происходит дублирование контрольных (надзорных) мероприятий федеральными органами исполнительной власти: Россельхознадзор, Росреестр, Росприроднадзор по объектам проверок;

3) согласно Положению о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, в число полномочий Министерства входит принятие нормативно-правовых актов о порядке предоставления лицом, использующим земельный участок, входящий в состав земель сельскохозяйственного назначения, сведений об организации производственного земельного контроля, а также состав этих сведений. В настоящее время такой нормативно-правовой акт не принят. Как показывает практика у многих собственников, арендаторов, и других землепользователей земельных участков отсутствует информация о состоянии земель сельскохозяйственного назначения;

4) до настоящего времени не разработаны и не утверждены требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, которые обязаны исполнять собственники и лица, не являющиеся собственниками земельных участков.

 

Государственный контроль в сфере недропользования

В 2010 году действующими явились 340 лицензий на право пользования участками недр, содержащими ОПИ.

В 2010 году в целях обеспечения соблюдения законодательства о недрах и охраны окружающей среды специалистами Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области (далее – Минпром Челябинской области), совместно с представителями органов государственного надзора и местного самоуправления, проведено 7 проверок соблюдения организациями-недропользователями условий лицензионных соглашений к лицензиям на право пользования участками недр, содержащими ОПИ. Выявлено 7 нарушений условий лицензионных соглашений, 3 нарушения устранены полностью, 4 находятся в стадии устранения.

Направлено 112 уведомлений организациям-недропользователям о допущенных ими нарушениях условий лицензионных соглашений и о сроках устранения этих нарушений. Контроль за устранением нарушений осуществляется в плановом порядке. Досрочно прекращено право пользования недрами по 24 лицензиям.

В 2010 году Минпромом Челябинской области проведено 25 аукционов на предоставление права пользования недрами для геологического изучения и добычи ОПИ, по условиям которых недропользователи обязаны соблюдать требования законодательства о недрах и об охране окружающей среды, разработать программы мониторинга месторождений полезных ископаемых.

Проведенная в 2010 году Минпромом Челябинской области работа по проверке выполнения требований законодательства о недрах обеспечила дальнейший рост доходов областного бюджета от налога на добычу полезных ископаемых и платежей при пользовании недрами.

В 2010 году по данным Управления ФНС России по Челябинской области поступление налога на добычу полезных ископаемых в областной бюджет составило 517,3 млн. руб. (102,4 % от суммы доходов, предусмотренных в областном бюджете на 2010 года). Общая сумма платежей за пользование недрами и сборы за участие в аукционах, зачисляемых в областной бюджет, составила 8,3 млн. рублей (106,4 % от суммы доходов, предусмотренных в областном бюджете на 2010 год).

В 2010 году проведена государственная экспертиза запасов по 11 месторождениям ОПИ.

 

Государственный учет вод

Показатели забора свежей воды и сбросов сточных вод по Челябинской области за 2010 год представлены Отделом водных ресурсов по Челябинской области Нижне-Обского БВУ. Информация приведена по статистическому наблюдению по форме 2ТП (водхоз) (Табл. 7.1).

Таблица 7.1

Показатели забора свежей воды и сбросов сточных вод

по Челябинской области за 2010 год, млн. м3

 

Наименование показателей

млн. куб. м

  1. Забор воды из водных объектов, всего

936,48

в том числе из:

 

    1. Поверхностных

732,25

    1. Подземных

204,23

  1. Из общего водозабора

 

Забор для перераспределения стока

157,22

  1. Использование воды, всего

650,40

в том числе на:

 

    1. Хозяйственно-питьевые нужды,

297,28

в том числе:

 

      1. Из поверхностных водных объектов

 

      1. Из подземных водных объектов

 

    1. Производственные нужды

297,67

из них:

 

3.2.1. питьевого качества

64,66

3.3. орошение

2,56

3.4. обводнение

-

3.5. сельхозводоснабжение

9,37

  1. Расходы в системах оборотного и повторно-последовательного водоснабжения

8498,67

  1. Процент экономии воды за счет оборотного и повторно-последовательного водоснабжения

96

  1. Потери при транспортировке

128,86

  1. Безвозвратное водопотребление

206,46

  1. Водоотведение, всего

930,34

    1. Водоотведение в поверхностные водные объекты, всего

881,54

из них:

 

      1. Загрязненных, всего

872,32

в том числе:

 

а) без очистки

188,63

б) недостаточно-очищенных

683,69

      1. Нормативно-чистых (без очистки)

8,86

      1. Нормативно-очищенных

0,36

    1. Водоотведение в подземные водные объекты

0,01

9. Мощность очистных сооружений

1040,29

 

Государственная охрана леса

В 2010 году за пожароопасный сезон в лесном фонде Главного управления лесами Челябинской области произошло 3517 лесных пожаров на площади 13,4 тыс. га, в том числе лесной – 11,6 тыс. га. Ущерб, нанесенный лесному фонду, составил 905,5 млн. рублей. Допущено 20 крупных лесных пожаров.

Основными причинами возникновения лесных пожаров остается неосторожное обращение населения с огнем и производство сельскохозяйственных палов.

С целью выявления виновных в возникновении лесных пожаров материалы о лесных пожарах в 3 494 случаях направлены в органы дознания государственного пожарного надзора ГУ МЧС, было возбуждено 88 уголовных дел, выявлено 26 подозреваемых в возникновении лесных пожаров, 508 нарушителей Правил пожарной безопасности в лесах, вынесено 494 постановления о назначении административного наказания, предъявлено административных штрафов на общую сумму 692,5 тыс. рублей.

Профилактике возникновения лесных пожаров в условиях загрязнения радиоактивными веществами уделяется первостепенное значение. Направленность профилактических мероприятий связана в первую очередь с соблюдением требований Правил пожарной безопасности в лесу, к данным мероприятиям относятся:

- установка противопожарных аншлагов и агитплакатов с указанием зоны по плотности загрязнения территории и перечнем запретов и ограничений;

- проведение бесед, лекций, выступлений в печати, по радио и на телевидении;

- распространение плакатов, листовок и т.п.;

- противопожарное благоустройство территории лесного фонда (установка шлагбаумов, закрывающих доступ в отдельные участки леса).

Профилактика в части повышенной пожарной устойчивости состоит в создании противопожарных барьеров (минерализованных полос), очистке лесов от захламленности и проведении рубок ухода за лесом.

К мероприятиям по обнаружению лесных пожаров относится авиационное патрулирование, наблюдение с пожарных наблюдательных вышек (мачт), оснащенных прикладными телевизионными установками, а также наземное патрулирование. Общий порядок организации патрулирования определен «Рекомендациями по противопожарной профилактике в лесах и регламентации работы лесопожарных служб». Мероприятия (ежегодные) по ограничению распространения лесных пожаров исходят из лесопожарной характеристики лесного фонда, распределения по его территории лесных пожаров и потенциальных источников огня, предусматривающие следующие виды ограничительных мероприятий: устройство противопожарных разрывов, устройство минерализованных полос и уход за ними (Табл. 7.2).

Таблица 7.2

Объемы выполняемых мероприятий

по противопожарному обустройству и лесохозяйственным работам

в лесном фонде, загрязненном радионуклидами, на 2010 год

 

Мероприятия

Ед. изм

Всего

Лесничества

Аргаяшское

всего по

л-ву/ в зоне загрязнения

Красноармейское

всего по л-ву/

в зоне загрязнения

Шершневское

всего по л-ву/

в зоне загрязнения

Установка аншлагов

шт.

85

9

50

26

Ремонт дорог п/п. назначения

км

12

0

0

12

Строительство дорог п/п назначения

км

1

0

0

1

Устройство минерализованных полос

км

355

180

75

100

Уход за минерализованными полосами

км

473

350

49

74

Устройство мест отдыха

шт.

4

2

2

0

Установка п/п стенда

шт.

2

0

1

1

Агитвитрина

шт.

4

2

1

1

Установка панно

шт.

2

2

0

0

Выставки

шт.

0

0

0

0

Уход за п/п разрывами

км

1,6

0

1,6

0

Искусственное восстановление лесов

га

120

50

30

40

дополнение культур

га

94,8

82,4

2,2

10,2

уход за культурами

га

388,7

335,0

14,4

39,25

содействие

га

20,0

20,0

0

0

рубки ухода за лесом

га

546,6

401,8

45,7

99,1

м3

18242,0

14092,0

1423,0

2727,0

в том числе:

прочистка (ПРЧ)

га

84,1

66,2

11,6

6,3

м3

1169,0

563,0

269,0

337,0

переформирование (ПРФ)

га

12,0

0

0

12,0

м3

579,0

0

0

579,0

проходная (ПРХ)

га

365,4

277,4

16,9

71,1

м3

13047,0

10718,0

616,0

1713,0

прореживание

(ПРЖ)

га

49,5

22,6

17,2

9,7

м3

1726,0

1090,0

538,0

98,0

обновление

(ОБН)

га

35,6

35,6

0

0

м3

1721,0

1721,0

0

0

 

Профилактические противопожарные мероприятия, методы обнаружения лесных пожаров, тактика и техника тушения дифференцируются по зонам радиоактивного загрязнения.

Для обеспечения выполнения комплекса работ в лесах, загрязненных радионуклидами приступила к работе техника, полученная в 2008 году (малый лесопатрульный комплекс – 6 ед.; автоцистерна пожарная – 4 ед.; трактор колёсный с плугом – 4 ед.; бульдозер – 2 ед.).

За 2010 год в лесах, подвергшихся радиоактивному загрязнению, количество пожаров составило 586 случаев на площади 2,5 тыс. га, в том числе лесной 2,2 тыс. га, в том числе крупных – 0,5 тыс. га (Табл. 7.3).

Таблица 7.3

Количество лесных пожаров

на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению за 2010 год

 

Муниципальные районы

Кол-во лесных пожаров /в том числе крупных (шт.)

Лесная площадь пожара/ крупного

(га)

Повреждено лесных культур

(га)

Нелесная площадь

пожара

(га)

Каслинский

146/1

481,0/150,0

123,0

109,0

Кунашакский

88/1

362,8/62,0

70,0

19,0

Аргаяшский

128/0

475,0/0

57,0

18,0

Красноармейский

33/4

454,8/320,5

76,4

198,7

Сосновский

72/0

150,0/0

19,0

0,0

Кыштымский город. округ

 

93/0

 

182,3/0

 

15,0

 

13,2

Карабашский городской округ

 

27/0

 

82,0/0

 

2,9

 

0,3

ИТОГО

586/6

2187,9/532,5

363,3

358,2

 

За 2010 год в лесном фонде зафиксировано 638 нарушений лесного законодательства, из них 337 фактов выявлено на арендуемых лесных участках.

В том числе зарегистрировано 547 случаев незаконных рубок, в результате которых объём незаконно заготовленной древесины составил 7,1 тыс. м3. В сравнении с аналогичным периодом 2009 года в 2010 году наблюдается положительная динамика в сторону снижения объема вырубленной древесины на 8,6 тыс. м3 (с 15,7 тыс. м3  до 7,1 тыс. м3).

Выявляемость лесонарушителей по Главному управлению из расчета кубомассы составила 42 %, что на 1 % больше в сравнении с 2009 годом (41 %).

С целью выявления виновных в совершении преступлений в сфере лесного хозяйства и привлечения их к ответственности, 440 материалов передано в следственные органы, в том числе 434 – по фактам незаконных рубок. По направленным материалам в органы внутренних дел возбуждено 385 уголовных дел, к уголовной ответственности привлечен 91 человек.

Для возмещения ущерба предъявлено 284 иска, присуждено по решению суда 4390,0 тыс. рублей. В добровольном порядке уплачено 1180,4 тыс. рублей по 137 случаям.

За 2010 год Главным управлением лесами Челябинской области проведено 87 проверок соблюдения требований лесного законодательства, в том числе 49 плановых.

В 2010 году по результатам проверок выдано 56 предписаний об устранении выявленных нарушений требований лесного законодательства. В 2010 году вынесено 964 постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа.

За 2010 год сумма наложенных административных штрафов составила 1 391,3 тыс. рублей.

 

Контроль и надзор в сфере охраны,

воспроизводства и использования объектов животного мира

В структуре Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области создано Управление охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания. Управление включает в себя отдел государственного контроля и надзора и отдел охотничьего хозяйства и регулирования использования объектов животного мира штатной численности 29 человек.

Государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания осуществляет отдел государственного контроля и надзора, который приступил к исполнению данных полномочий в июне 2008 года.

Перечень должностных лиц Министерства, осуществляющих государственный контроль и надзор в установленной сфере деятельности, утвержден постановлением Правительства Челябинской области от 16.07.2009 г. № 155-П.

В рамках сохранения объектов животного мира специалистами отдела государственного контроля и надзора Министерства в 2010 году выявлено 541 нарушение в области охраны и использования объектов животного мира, составлен 541 протокол, вынесено 531 постановление. Наложено штрафов на общую сумму 487 500,0 рублей, взыскано 370 000,0 рублей. Предъявлено исков за незаконное изъятие объектов животного мира на общую сумму 2 803760,0 рублей, взыскано 1 112 ,8 тыс. рублей. Изъято 42 единицы огнестрельного оружия, иных орудий охоты 32 единицы (капканы). По решению суда конфисковано 6 единиц охотничьего оружия. Должностными лицами Министерства переданы в правоохранительные органы материалы по 34 уголовным правонарушениям. По данным материалам возбуждено 26 уголовных дел, по 17 делам осуждено 34 человека.

 


1 Закон Челябинской области №76-ЗО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области охраны окружающей среды» //Южноуральская па

Обнаружив в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Дата публикации: 29 августа, 2016 [04:15]
Дата изменения: 29 августа, 2016 [04:15]
Баннерная сеть